13.12.2022

13 декабря 2022 г. состоялось заседание комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Энергетика», на котором обсуждался вопрос о развитии гидроэнергетики


I. 13 декабря 2022 г. состоялось заседание комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика», на котором обсуждался вопрос «О развитии гидроэнергетики Российской Федерации и механизмах ее поддержки».

С вступительным словом к участникам заседания обратился Губернатор Кузбасса, председатель комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» Цивилев Сергей Евгеньевич.


С докладами выступили:
Сниккарс Павел Николаевич, заместитель Министра энергетики Российской Федерации;
Бердников Роман Николаевич, член Правления, первый заместитель Генерального директора ПАО «РусГидро»;
Хардиков Михаил Юрьевич, генеральный директор АО «ЕвроСибэнерго», руководитель энергетического сегмента Эн+ ГРУП;
Опадчий Федор Юрьевич, Председатель Правления ОАО «СО ЕЭС»;
Лушников Олег Георгиевич, руководитель Ассоциации «Гидроэнергетика России»;
Писарев Павел Валерьевич, заместитель Председателя Правительства Иркутской области Иркутской области;
Тарасов Алексей Алексеевич, министр жилищно-коммунального хозяйства Амурской области;
Виноградов Алексей Викторович, генеральный директор «Норд Гидро – Белый Порог».

Предложения участников заседания Государственного Совета РФ по направлению «Энергетика», озвученные в ходе выступлений, по просьбе Цивилева С.Е. будут направлены организациям-членами Ассоциации для включения в протокол.

II.  Принципиальное значение для строительства ГЭС имеет вопрос определения источников финансирования - источник - https://www.eprussia.ru/news/base/2022/1002252.htm


При строительстве гидроэлектростанций (ГЭС) нужно оценивать не только электроэнергетические эффекты, но и макроэкономические, заявил 13 декабря 2022 года заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс на заседании комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Энергетика».

Он отметил, что сейчас доля низкоуглеродной электрогенерации в российской энергетике составляет порядка 40%, из них на ГЭС приходится порядка 19%.

Павел Сниккарс добавил, что помимо работы по запуску новых станций реализуется программа модернизации гидроагрегатов, действующих ГЭС.

Заместитель главы Минэнерго также упомянул и о роли малой гидрогенерации (ГЭС мощностью менее 50 МВт) как объектов, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ).

«Государственная программа поддержки малых ГЭС будет продолжаться. В настоящее время идет диалог по ценовым параметрам, связанным с изменением внутренней и внешней конъюнктуры», – рассказал он.

Кроме того, Павел Сниккарс обратил внимание, что в июне 2022 года принят Федеральный закон для создания новой системы планирования в электроэнергетике, были заложены основные принципы планирования, в том числе, принцип формирования рациональной структуры генерации.

«В рамках работы по обновлению системы планирования Минэнерго внесло в Правительство проект распоряжения о внесении изменений в действующую Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, которым предусмотрены вводы новых ГЭС на 3,8 ГВт и ГАЭС на 2,9 ГВт», – сообщил он.

Более подробно вопросы развития ГЭС будут проработаны в рамках формирования новой Генеральной схемы до 2042 года, которая будет разрабатываться в 2023-2024 гг. уже с учетом новых требований.

Замминистра также напомнил, что ведется масштабная работа по поручению Президента России по строительству перспективных площадок ГЭС и ГАЭС.

«На площадке Министерства была создана рабочая группа. По итогам проработки было рассмотрено 13 перспективных проектов строительства новых ГЭС совокупной установленной мощностью 6,5 ГВт и 7 проектов ГАЭС НА 7 ГВт», – сообщил Павел Сниккарс.

Он подчеркнул, что принципиальное значение для строительства ГЭС имеет вопрос определения источников финансирования. Участники рабочей группы изучили в том числе международный опыт, состав тех объектов, которые появляются при сооружении ГЭС.

«По действующему законодательству РФ водохранилища являются объектами федеральной собственности, поэтому нелогично включать стоимость их создания в общую стоимость гидростанции. Водохранилищами пользуются и в транспортной отрасли, и в сельскохозяйственной. Считаем, что создание водохранилищ целесообразно финансировать за счёт средств федерального бюджета», – сказал замминистра.

Он добавил, что также обсуждаются возможности долгосрочных заимствований, действующие механизмы привлечения заемных средств, в том числе Фабрики проектного финансирования, предоставление дополнительных налоговых льгот и другие финансовые инструменты.

«При строительстве гидроэлектростанций нужно оценивать не только электроэнергетические эффекты, но и макроэкономические. Это и налоговые поступления, и противопаводковые эффекты и другие», – заключил Павел Сниккарс.

III. Федор Опадчий: Гидрогенерация является лучшим средством регулирования баланса в энергосистеме - источник - https://www.eprussia.ru/news/base/2022/1010892.htm


13 декабря 2022 года на комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» представители федеральных и региональных органов власти, Системного оператора и ключевых компаний обсудили планы развития гидрогенерации в России. 

Глава Системного оператора Федор Опадчий подчеркнул, что гидроэлектростанции (ГЭС) не только соответствуют целям низкоуглеродной повестки и имеют низкую стоимость вырабатываемой энергии, но и являются лучшим средством регулирования баланса в энергосистеме, что приобретает особую актуальность при увеличении в энергосистеме доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) c нестабильной нагрузкой. Вместе с тем, из-за длительного инвестиционного цикла строительство ГЭС и ГАЭС не в полной мере укладывается в работающие в стране механизмы поддержки ввода новой тепловой генерации.

«Попытки провести технологически нейтральный конкурс по отбору проектов строительства новых станций, включая ГЭС, предпринимались. Но мы столкнулись с тем, что сроки строительства гидроэлектростанций превышают горизонт потребности в мощности, определяемый в действующих правилах на основе схемы и программы развития электроэнергетических систем России. Поэтому ключ к успешной реализации проектов строительства ГЭС и ГАЭС – поиск и фиксация подходящей экономической модели, которая учитывает особенности жизненного цикла гидроэлектростанций и включает механизмы софинансирования государством таких работ, как, например, подготовка ложа водохранилищ. Однако в любом случае эти объекты первоначально должны быть включены в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики», – завил он.

Федор Опадчий отметил, что в предложения по актуализации Генеральной схемы до 2035 года Системным оператором включен перечень новых ГЭС совокупной установленной мощностью 3,8 ГВт в дополнение к уже существующим в России 52,6 ГВт гидроэлектростанций. Новые ГЭС планируется построить в Кемеровской, Амурской, Иркутской, Магаданской областях, Красноярском крае и Республике Саха (Якутия).

Глава Системного оператора также отметил важность ГАЭС для энергосистемы: «Экономическая эффективность использования ГАЭС определяется экономическим эффектом от перераспределения выработки между электростанциями разного типа внутри суток и оптимальным решением задачи покрытия неравномерности электропотребления. Величина положительного экономического эффекта от работы ГАЭС в ЕЭС России будет существенно зависеть от доли ПГУ, темпов развития ВИЭ и экологических требований».

Сегодня в России работает всего три ГАЭС суммарной мощностью около 1356 МВт: Загорская ГАЭС – 1200 МВт, Зеленчукская ГАЭС – 140 МВт, Кубанская ГАЭС – 15,9 МВт.

В предложения по актуализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года включены четыре приоритетных ГАЭС совокупной установленной мощностью 2,9 ГВт. Это Загорская ГАЭС-2 установленной мощностью 840 МВт со сроком строительства в 2024 г. (Московская область), Лабинская ГАЭС – 600 МВт в 2029 г. (Краснодарский край), Балаклавская ГАЭС – 330 МВт в 2029 г. (Крымский полуостров), Ленинградская ГАЭС - 1170 МВт в 2031 г. (Ленинградская область).

Как отметил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс, доля низкоуглеродной электрогенерации в российской энергетике уже составляет величину порядка 40%, из них на ГЭС приходится 19%.

«При строительстве гидроэлектростанций нужно оценивать не только эффекты для электроэнергетики, но и макроэкономические. Это и налоговые поступления, и противопаводковые эффекты и другие», – сказал он.

Председатель комиссии Госсовета Сергей Цивилев сделал вывод: «В стране накоплен огромный опыт в гидроэнергетике, и мы должны продолжать заниматься развитием этой отрасли, реализовывать новые проекты».  

Более подробно вопросы планирования развития ГЭС будут проработаны в рамках формирования новой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, разработка которой начнется уже в 2023 году.


×
Вход на сайт