01.11.2022

Ассоциация обратила внимание вице-премьера Правительства России А.В. Новака на нецелесообразность и неэффективность увеличения платы за использование водных ресурсов

Ассоциация обратила внимание вице-премьера Правительства России А.В. Новака на нецелесообразность и неэффективность увеличения платы за использование водных ресурсов.

В середине октября 2022 года Ассоциация на основании сформированной общей позиции организаций-членов обратилась к профильному вице-премьеру Правительства Российской Федерации А.В. Новаку с просьбой о сохранении действующих в настоящее время коэффициентов к ставкам платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Справочно: Минприроды России разработан и размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1509» (далее также – проект Постановления), предусматривающий с 2024 года рост действующих ставок платы за пользование водными объектами в части гидроэнергетики и за промышленный забор воды в 1,5 раза.

Ассоциация «Гидроэнергетика России» и входящие в её состав гидроэнергетические компании считают, что повышение ставок платы за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей гидроэнергетики недопустимо, противоречит Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Проект Постановления не соответствует целям и направлениям реализации устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1912-р, и ряду инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 № 2816-р.

Более того, принятие проекта Постановления противоречит конституционным принципам юридического равенства и справедливости, поддержания доверия к действиям государства. Так, в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П свобода законодательного усмотрения в нормативно-правовом регулировании налогов и сборов и выборе направлений и содержания налоговой политики ограничена общими и специальными конституционными принципами, предопределяющими требования к правовому регулированию, в частности в сфере экономических отношений. Вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы юридического равенства и справедливости обусловливают необходимость правовой определенности и связанной с ней предсказуемостью законодательного регулирования в области налоговых отношений, а также иных обязательных в силу закона публичных платежей в бюджет, не являющихся налогами.

Финансово-экономическое обоснование к представленному проекту Постановления соответствует требованиям Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009.

Отсутствуют:
- анализ текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию проектом нормативного правового акта;
- прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений;
- оценка влияния (в том числе косвенного) реализации проекта нормативного правового акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.

Ассоциация «Гидроэнергетика России» подтверждает, что рост ставок платы за пользование водными объектами окажет негативное влияние на экономику гидроэнергетических компаний и приведет к повышению цен в отношении электрической энергии, продаваемой ГЭС по тарифам для населения и приравненных к нему категорий потребителей, а также снизит объемы инвестиций в техническую безопасность ГЭС и ГАЭС.

Средний возраст российских ГЭС превышает 50 лет. За последние 10 лет в проекты технического перевооружения и реконструкции сооружений и оборудования гидроэнергетическими компаниями без поддержки со стороны государства было инвестировано более 300 млрд. рублей, что позволило повысить надежность энергоснабжения и увеличить мощность модернизированных ГЭС более чем на 1000 МВт, обеспечив тем самым замещение эквивалентного объема выработки неэффективных ТЭС, сокращение потребления ими топлива, а также выбросов парниковых газов на 4 млн. тонн в год.

Принятие решения о повышении ставок водопользования для ГЭС приведет к существенному снижению инвестиционной привлекательности отрасли, замедлению или приостановке нового строительства, снижению заказов на новое оборудование и материалы и, как следствие, общему сокращению налоговых поступлений в бюджеты.
Изменение ставок водопользования также ухудшит экономику уже действующих и строящихся гидроэнергетических объектов, в том числе реализацию проектов строительства малых ГЭС, отобранных в рамках государственной программы поддержки ВИЭ (ДПМ ВИЭ). Изменение экономических условий этих проектов поставит под вопрос дальнейшее развитие малой гидрогенерации и сохранение в стране компетенций по проектированию и строительству ГЭС.
В обращении отмечалось, что подготовленный Министерством природных ресурсов Российской Федерации в соответствии с п.18 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 24.08.2022 № ММ-П11-14247 Минприроды России проект Постановления окажет отрицательное воздействие на предотвращение лесных пожаров и защиту территорий от паводков за счет демотивационного воздействия на потенциальных инвесторов в гидроэнергетические проекты. Водохранилища ГЭС позволяют обеспечить запасы воды, локальное смягчение климата, повышение уровня грунтовых вод в пожароопасных районах и обводнение торфяников, а также существенно снижает последствия паводков в регионах страны за счёт аккумулирования до 60% аномальных стоков.
По данным, представленным гидроэнергетическими компаниями, владеющими 92% мощностей ГЭС России, повышение в 1,5 раза платы за пользование водными объектами приведет к значительному увеличению их ежегодных расходов в 2024 году на 4,8 млрд. руб., в 2025 году – на 5,6 млрд. руб. Плата за водопользование в указанные годы составит соответственно 14,6 млрд. руб. и 16,8 млрд. руб. и достигнет в себестоимости производства электроэнергии на отдельных ГЭС до 20 процентов, что не имеет экономического обоснования.

Позиция Ассоциации поддержана рядом организаций – компанией En+, ПАО «РусГидро», ФАС, Минэнерго РФ, НП «Совет рынка», Минпромторгом РФ.

«С инициативой увеличить ставки платы на пользование водными ресурсами в Минприроды уже выступали ранее — но не в 1,5, а в 2,5 раза. В октябре 2021 года министерство разослало компаниям расчет предполагаемых изменений. Тогда мера не получила поддержки в ведомствах и вызвала критику бизнеса. Сейчас в отрасли тоже выступают против... Повышение ставки платы за пользование водными объектами приведет к значительной финансовой нагрузке на предприятия, предупредили в Совете производителей энергии. Подобные решения стоит принимать с учетом позиции крупнейших водопользователей, отметили в компании En+… В «Русгидро» тоже не поддерживают проект, сказали в компании… В антимонопольной службе разделяют позицию бизнеса насчет риска подорожания электричества… Кроме того, предложение Минприроды может привести к сокращению инвестиций в обновление оборудования ГЭС, что в конечном итоге может негативно сказаться на надежности, отметили в НП «Совет рынка»… В Минпромторге тоже не поддержали проект Минприроды, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией…В Минэнерго согласились с позицией Минприроды насчет необходимости экологических мер и их финансирования. Но призвали детально изучить вопрос, поскольку принятие постановления может не только увеличить финансовую нагрузку на потребителей электроэнергии, но и неблагоприятно сказаться на ходе модернизации и строительства электростанций».

Информация об этом размещена в статье Валерия Воронова «Как лить дать: в РФ планируют повысить платеж за воду для предприятий» в газете «Известия» от 27.10.22.

https://iz.ru/1416350/valerii-voronov/kak-lit-dat-v-rf-planiruiut-povysit-nalog-na-vodu-dlia-predpri...





×
Вход на сайт